Sunday 1 August 2010

Гастроли Большого - Серенада / Жизель

Сижу вся в соплях с температурой, надо работать, две работы висят, одну англичанин подбросил, этот подождет, а другую русский, который, в теории, может в блог заглянуть, и сказать, мол, где работа, а, где работа сделанная, я тебя спрашиваю, ты была в Бобруйске, фотачке у нее есть время проявлять и по балетам шататься, а работать ей некогда. Некогда. Я умираю. На проклятом острове нет Терафлю. Все болит. Голова болит. Нос как баклажан. Глаза как сливы. Подгнивающие. С бочкОм. Самка гигантского тинейджера задает бездушные вопросы о составе наследственного имущества. Какая тут работа может быть. Только лазание в интернетах и жевание клубники.

Большой в этом сезоне привез

Коппелию,
Корсара
и Дон Кихота,

которые мне даром не надь и с деньгами не надь,

и Спартака,
Серенаду Баланчина с нагрузкой из Жизели (кому-то, впрочем, оно наоборот)
и три одноактных балета (здесь это называется трипл билл, как в отношении балетов, так и короткометражек в кино): Петрушку Фокина, Русские Сезоны Ратманского и Гранд Па из Пахиты,

на которые я и закупилась дешевыми стоячими билетами на галерку.

При совершенно изумительных ценах
через неделю после начала продаж
на Спартака
можно было взять только что-то единичное
в последних рядах балкона.

В целом это для Роял Опера Хауса не удивительно: за скромную сумму в 79 фунтов в год ты можешь стать Другом Ковент Гардена и покупать билеты (не больше двух в руки) на месяц раньше Ковент Гардена недругов. У меня одна коллега такой друг. Божий балетоманский одуванчик ходит к восьми утра к началу дружеской продажи - хвост очереди из друзей, говорит, трижды оборачивается вокруг здания.


Стратегия стервятника, забирающегося на свою галерную жердочку, высматривающего пустые места в партере и камнем пикирующего за минуту до начала в кресло в десять раз дороже уплОченного, дала гадкий сбой, и Серенаду пришлось смотреть сверху. Что оказалось сущей катастрофой, поскольку сверху были видны абсолютно все косяки, все, мельчайшие, как под лупой, а абстракции Баланчина надо или танцевать безупречно, или вообще забыть об их существовании. Вобщем, я и забыла.

На Жизели мы уже угнездились в партере и наблюдали за Натальей Осиповой вблизи. Вообще, я на Жизель купилась в первую очереди из-за открывающего Баланчина, а во вторую - поскольку были обещаны Захарова и Цискаридзе. Но Захарова повредила ногу и ушла со всего сезона, включая Спартака, где вместо нее Фригию танцевала Нина Капцова. И если Осипова внушила серьезные сомнения насчет того, было ли отсутствие Захаровой такой уж большой потерей, то Скворцов на месте Цискаризде... ну, хорошо танцует... ну, очень хорошо танцует... ну, превосходно танцует... ну и что.

Я не знаю, чем руководствуются в Большом, ставя первый акт Жизели (день, деревня, жизнь, нарратив, праздник, привычный мир) во второе отделение в программе. Никаких идей. К этому времени я как зритель на вершине внимания и восприятия, я уже раскочегарилась, но еще не устала. И вот в этот мой прайм-тайм оне ходють туды-сюды по сцене и рассказывают мимансом высокоинтеллектуальную историю о соблазнении аристократом наивной крестьянской девушки, которой страсть как хотелось красивой жизни. Прям страшно, не перегреется ли проц от такой нагрузки. Наталья Осипова очень выразительная, в другом составе Нина Капцова, я уверена, не хуже, но что можно выжать из двух танцев на одном хореографическом лейтмотиве? Ну, предчувствие. Ну, предопределение. Ну, внутренюю принадлежность к другому миру, в котором ты не живешь. Ну и все, превед. Жрите сыр (фромаж, дивертисментные вставки, не имеющие отношения к развитию сюжета, танец ради танца).

Сыр - Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин в Крестьянском па-де-де - впрочем, был превосходный. Про Лопатина говорят, что он недооценен в Большом, и известный паттерн выстреливания карьеры вверх после СуперКрестьян на него не распространился. Вот в этом видео он все тот же СуперКрестьянин в паре с нынешней Жизелью Осиповой, несколько лет назад:



Второй акт (ночь, лес, смерть, рефлексия, мистерия, сверхъестественное) начался танцем королевы (русалок? кикимор? злых фей?) виллис Мирты, и тут я припухла, потому что тоску по имени Мария Аллаш я видела впервые. У нее щьто, мама заболел? Это - прима-балерина? Прима - это Александрова была в Пахите в другой вечер. Ка-ак вышла, ка-ак встала в позицию, ка-ак рублем одарила - у нас жёпы к креслам приморозило. Соответственно, недостаток по части обаяния и артистизма у Аллаш тут же привлек внимание ко всем ее техническим неточностям. Что это за арабески? Это арабески? Я такие арабески сама умею делать, они у нас на физкультуре "ласточка" назывались. В то же время кордебалет виллис был - не придраться (а придираться к корде нынче легко и просто, имея перед глазами мюзиклы и танцевальные шоу, не сильно сложные технически, но заточенные на простые и понятные вещи типа синхронности и симметрии). Ближе к концу спектакля виллис, правда, расклеились, но главный их хор, перед оживлением Жизели, был выше похвал, эталонный, хоть золотыми гвоздиками на стенку прибивай.

Ну и как-то все. Моск побарахтался в попытках выжать хоть какую-то пищу из жизельного камня, но сдался: аристократ получает бесценный чувственный опыт за счет двух крестьянских трупов. Про великую силу любви, преодолевающую смерть, тоже неочевидно: то ли это любовь к конкретному Альбрехту, то ли Альбрехт - всего лишь точка фиксации мечтаний о дольче вите.

6 comments:

Anonymous said...

Спасибо, огромное спасибо=)))

janez said...

Как я понимаю, спасибо адресовать надо в вашу сторону? :)

Anonymous said...

та чому ж ни ? ;)

janez said...
This comment has been removed by the author.
Anonymous said...

Ну,не надо путать балет с физкультурой и даже с фигурным катанием. Балет это несколько иное все таки.

janez said...

Собственно, я и сожалею о случившихся итервенциях физкультуры в балет, если вы не заметили. :)