Saturday 3 April 2010

Малый театр. Очень малый

В рамках программы по открытию радостей жизни на раёне для выхода в театр выбрали театр местный, Голову Короля. Имя театра так подозрительно похоже на название паба как раз потому, что он находится в задней комнате паба, сюрприз. Вверх по той же Верхней улице есть другой паботеатр, Курица и Цыпленок, а вниз, за станцией метро Ангел, - еще один, Старый Красный Лев.

Театрами такие заведения являются в словарном смысле "помещение для выступлений артистов разнообразных жанров", театров как сообщества людей там не гнездится. У руководства при этом имеется определенная репертуарная политика, ориентированная изрядно на местного зрителя. Курица и Цыпленок, скажем, специализируется на юмористах. Само явление пограничного театра (очень не хочется переводить fringe [theatre] затасканным и самим по себе малоприятным словом "альтернативный") сравнительно новое - заколосились они в семидесятые, и в той же Голове Короля до театра в задней комнате был боксерский ринг. Бойцовский клуб, к слову, не исчез, а просто переехал в соседний переулок (Дима, привет).

Голова Короля, как показало чтение сайта, довольно крута - среди ее покровителей живой классик сэр Том Стоппард и - не могу удержаться - пацан с нашева раёна сэр Алан Паркер, который Стена Пинк Флойда. Мэр БОрис Джонсон тоже покровитель, что, впрочем, не мешает театру ставить в этом месяце про него полоскательное шоу.

Мы же смотрели "Штудии к потрету" - мыльного замеса вещь про красивую любовь в богатом доме. На виллу у моря приезжает умирать от рака художник масштаба Джейсона Поллака. Гей, гений, миллионер, современник и приятель Уорхолла. На наследство - как денежное, так и в виде славы - слетается стая претендентов: бывший любовник, музеи, правительство... Наследство стережет любовник нынешний, который приводит в дом своего зайку - молоденького и на вид простенького манекенщика по части нижнего белья. Дальнейшее предсказуемо, просто и традиционно: есть настоящая любовь/есть только увлечения, деньги и слава - наше все/деньги и слава - наше не все, эмоциональная сытость и покой ведут к оскудению таланта, не позволяй душе лениться и тому подобное. То есть, к каким бы выводам ни приходили авторы, выбранная поляна была вытоптана задолго до них.

Зато. Зато спектакль показал именно то, что я хотела посмотреть - семейные/любовные отношения, отфильтрованные от мужской и женской поведенческих моделей. Пусть даже и не самый интересный полет разобран, но герои были достаточно убедительные, чтобы и дальше искать таких сюжетов. Из четырех сценических героев лучше всех был отыгран бывший - Маркус, слизень, врун и демагог. Моделька Джастин ("Джаааст... ин" - порнотной игрой слов пиэса была полна чуть более чем полностью) вышел тоже изумительно, и тоже вторично - по крайней мере к "Гламораме" Эллиса или его же ж "Американскому психопату" - переживания Джастина от встречи с сэром Полом Маккартни чуть не дословно повторяют мимолетную встречу Бейтмена со Сталлоне. Умирающий хрыч Джулиан весь спектакль окукленно эволюционировал в стадиях приготовления к смерти, и редкие протуберанцы властности нисколько не меняли отношения к нему остальных героев - как к истории, истории личной и истории искусства. Центральная же роль, Чада, была отыграна слабее всего, и оставалось только догадываться, что там за персонаж мог бы получиться при толковом актере.

В антракте слышала бормотание театральных старух (там они тоже были, театра без них не бывает), что сценография как элемент спектакля, можно сказать, отсутствует. По мне так ребята чертовски много выжали из площадки десять шагов на три. Но этот вопрос (о возможностях крохотных сцен) я еще исследую.

1 comment:

janez said...

Зал, как заявлено, на 120 человек. Но это, наверное, если как селедок набивать и приставлять стулья в проходах. По-хорошему, там бы один ряд лавок из шести надо выкинуть, потому как сидеть два часа, упираясь коленками в лавку впереди или высовывая ноги в проход, просто неудобно. А у Старого Красного Льва зал и вовсе на 60 зрителей.

Но вообще, здесь все театры маленькие. Всякие суперплощадки тоже имеются (Роял Альберт Холл, О2, стадионы), но вот театры (тысячи их) традиционно небольшие. И не только театральные спектакли на таких площадках идут, мюзиклы и танцевальные шоу, которые в Москве, скажем, ставятся в МДМ, тут тоже в сравнительно небольших зальчиках. На Стомп по осени ходили - еще стоя на улице предъявили билет, сделали два шага вперед и оказались непосредственно в зале.

В камерностью все нормально - мне и в нормальных залах надо усилия прикладывать, чтобы "включиться". :). Слышала душераздирающую историю, правда, как в одном паботеатре еще и футбол транслировали в пабовой части. Вот это, говорят, жёпа была, когда ГООООООООООООООООЛ! посередине лирической сцены.

Слэш, ага, освобождает от тяготения готовых решений. В тех же Штудиях к портрету далеко бы они уехали в проработке линии постоянства, если бы над Чадом висело "Башмаков еще не износила".

А что, есть мужские фэндомы?