Wednesday 23 December 2009

Девять уроков и рождественских гимнов для атеистов

Сезон новогодних развлечений открылся мероприятием под названием Девять уроков и рождественских гимнов для атеистов.

Когда я в октябре покупала билеты, в списке участников значились только музыканты и писатели-популяризаторы науки плюс юморист-ведущий, и я предполагала увидеть что-то вроде праздничной подборки из TEDа со вставными музыкальными номерами. Однако за время пути структура концерта изменилась на юмористы/музыканты/ученые в пропорции 50:30:20, и люди, НЕ начинавшие выступление с "У меня всегда было плохо с математикой, но вот меня пригласили...", на сцене оказались в меньшинстве. Концепция при это не то чтобы пошла псу под хвост, но изрядно пошатнулась: большая часть артистов раскопала своих подвалов на предмет номеров, хоть каким-то краем относящихся к науке или атеизму, и юмор ситуации был в том, что "наука" в иных номерах была представлена именно в том образе, против которого мы и собрались в театре Hammersmith Apollo дружить - в виде дикой и чужеродной непроницамоей зауми, ареала обитания гиков.

Первое отделение было наполнено этим счастьем чуть более, чем полностью. Оттеняли его только Ричард Докинз, читавший отрывки из нескольких ученых, из которых я запомнила только Фейнмана и самого Докинза, причем в апогее его гнусности идей об эгоистичных генах, которые приносят в жертву организмы-"носители" ради собственного выживания, да белый рэппер. Юноша-рэппер не имел в репертуаре вообще ничего "научного", и ему пришлось все писать с нуля, как он и рассказал в своем... чем? как это у них называется? в своей композиции. Композиция начиналась своей первой версией "Эволюция! Эволюция! Йоу!", однако затем начала натурально эволюционировать (рефрен: Performance - Feedback - Revision), и выэволюционировала до уровня аж нетошнотворности. На ней закончилось первое отделение, оставив меня думать, что я переехала из одного Мухосранска в другой, только побольше.

В антракте мы добавили по пиву (в HVM Hammersmith Apollo противопоказано ходить без наличных: минимальная сумма покупки в баре по карточке - 15 фунтов), и я выиграла спор, заспотив негра (миловидную хрупкую тетеньку) в зале. Вместимость театра - 3500 зрителей. [Вместимость центрального зала Дворца Александры, где я писала экзамены, - не менее двух тысяч, и там игра была обратная - заспоть белого. К вопросу о расовых и национальных аспектах социальной дифференциации.]

А вот во втором отделении начался основной фан. Во-первых, вышли юмористы калибром побольше. Эл Мюррей в своей брэндовой роли владельца тру бритиш паба. У нас по соседству такой паб, там одни опухшие алкоголики продают пиво другим. Высокое искусство Мюррея состояло в том, чтобы балансируя в рамках приличий (читай - политкорректности), изобразить "страшного, но симпатичного" шовиниста и ксенофоба, с чем товарищ справляется просто блестяще. Во-вторых, вышли те, на кого я и пришла посмотреть: душка Илья Лагутенко Брайан Кокс из ЦЕРНа, с речью, процентов на 50 состоявшей из элементов его выступления на ТЕДе. Именно он был логическим центром всего концерта, именно его выступление сообщало очарование науки как инструмента познания удивительного мира вокруг нас. И доктор Бен Голдакер, мой любимый гардиановский колумнист, с пулеметной нарезкой глав о плацебо из его книги Bad Science. "Вот это и есть наибольшее чудо и загадка в гомеопатии, а не мумбо-юмбо с памятью воды". Он такой милый. Он не шоумен, он беспомощен в дебатах (в его блоге есть видео, где он на телевидении сливает одному Британскому Ученому (тм), установившему, что социальные сети типа фейсбука разлагают детский мозг. Физически разлагают. Потому что мы не можем этого исключать, и нужны дополнительные исследования), но он такой зайка в своей сорочке в цветочек читать его, наблюдая за потрясающей четкостью и последовательностью мышления - огромное удовольствие. А в-последних, на сцену вышел - какое дивно неожиданное совпадение - Дара О'Брайан, которого я тут уже как-то упоминала. "Мне тут язвили, что на сборище атеистов все шутки будут про христиан, и у меня тоже кишка тонка шутить про ислам. Да, я не собираюсь ничего про ислам говорить. По очень простым причинам. Во-первых, я ничего про ислам не знаю. Во-вторых, ВЫ ТОЖЕ, мои дорогие, про ислам ничего не знаете. В-третьих, вы помните, что Мухаммед Али сказал отчего он не имеет желания воевать во Вьетнаме? "Ни один вьетконговец не назвал меня ниггером". Так вот, ни один мусульманин не будил меня воскресным утром, чтобы тащить в церковь". Дара О'Брайан - ирландец, со всем безмерным багажом протестанско-католического конфликта, что многое объясняет. Но все же, один из побочных "уроков" концерта - нет никакого "британского общества", нет никакой "бритишнесс", есть набор изолированных национально-социальных групп.

No comments: