Tuesday, 22 December 2009

Поиски работы - опыт и впечатления по настоящий момент

Как искалась работа - может, кому полезно будет. Вводная: поиски осуществлялись на пересохшем рынке труда, по популярной специальности, без местного (да и, сторого говоря, вообще какого-то ни было) опыта, на входном пороге в профессию.

1. Резюме.

Резюме - это наше все. Это ботинок, который всовывается в захлопывающуюся дверь вакансии. Это косица, за которую соискант вытаскивается из болота соискания. Если, конечно, вас не сосватали на должность знакомые, тут, ессно, проще. Резюме в этой стране пишется на двух страницах по следующей схеме.

1.1. Имя (крупно).

1.2. Опция: небольшое презентабельное фото в углу. Конечно, политика равных возможностей порицает расизм-сексизм-назионализм-эйджизм, но поскольку расизм-сексизм-назионализм-эйджизм продолжает существовать, бодр и весел, надо выжимать лимонад из этого лимона.

1.3. Контакты.

1.4. Краткое описание товара на пять строк. Самая гибкая часть резюме, трансформируемая под конкретную вакансию в первую очередь. Собственно, надергивается из поэтической части объявлений про "амбициозных, инициативных, способных работать в команде" работников. При этом нужно помнить, что для каждого заявленного качества нужно иметь в запасе подтверждающую историю из рабочей, учебной или общественной жизни. Часть компаний (скажем, NHS, крупнейший работадатель в Европе) просит эти истории изложить в заявке (резюме при этом не требуется), часть ожидает услышать их на интервью.

1.4. Карьерные достижения. Пять буллет пунктов строки по 3-5. Только результаты. "Поставила карточный бизнес банка с эмиссией в 25000 карт, развернула банкоматную и терминальную сеть на 2000 банкоматов". "Вывела кебаб-шоп из убытков, сформировала устойчивую клиентскую базу в 10 клиентов". "Основала церковь имени себя с числом последователей в 100 000". В цифрах сила.

1.5. Внятная история занятости. В обратном хронологическом порядке, по 3-5 буллет пойнтов по 3-5 строк, опять же, достижений. Даже хождение на работу нужно гарнировать как подвиг. Не "перекладывала бумажки", а "отвечала за бесперебойный и эффективный переклад" или "обеспечивала точный переклад без опозданий, чем сократила издержки на 20% и штрафы на 95%".

1.6. Образование. Крупными буквами: CAMBRIDGE UNIVERSITY. Мелкими ниже: ESOL examinations, grade C. Студентам желательно указывать стадию учебы, если, конечно, есть что показать: "столько-то зачтено, столько-то сдано".

1.7. IT компетенции (для тех, кто не ит). Не надо стесняться писать названия Майкрософтовских продуктов, типа, это все умеют, - они ищутся роботами. Можно впихнуть и MS, и Microsoft для надежности. Excel расписывается подробно, до "vlookups, pivot tables, formulae, macros, scenarios", равно как и другие программы.

1.8. Свободное время. Хобби тоже должны быть с достижениями. Среди них неплохо иметь что-то общественное вроде командных видов спорта.

2. Поиск вакансий.

2.1. Друзья и родственники кролика. Знакомый товарищ тупо спрашивал клиентов, забирающих заказы, нет ли у них работы [по другой, искомой специальности]. А чо нет-то. Есть. Сама нашла свою [бесплатную] работу на общественном мероприятии - чирикала, широко улыбалась и распихивала визитки. Там же при мне сосватали человека на платную должность, но и человек крутой был.

2.2. Рекрутеры. Отказать. Не знаю ни одного человека, который бы нашел работу через агентство. Ноль по Кельвину. Может, в другие времена. Может, среди неимоверных профессионалов. Среди окружающих меня людей таких НЕТ.

2.3. Объявления в интернете. Все, что от агентств - мусор, не стоит затраченного времени. Вакансии от работодателей, легко опознаваемые по строке NO AGENCIES PLEASE! можно найти на
gumtree
monster
jobcentreplus
По удивительному совпадению, это три сайта, с которых я получала ответы живых людей, а не роботьи отписки. Работодательские объявления в следовых количествах также встречаются на reed, там есть специальный фильтр.

2.4. Прицельное метание резюме в потенциальных работодателей. Yell.com и поиск по почтовому коду плюс выбранной индустрии. Пробовала, успехов не достигла, но "счастье где-то рядом": то букально за день до меня кого-то взяли, то позвонили, когда я уже нашла себе работы.

3. Интервью.

3.1. Готовиться надо ко встрече со звездой. С companieshouse можно скачать годовой отчет и бухгалтерские документы компании, из которых видно, кто владелец, какова структура группы, чем государство богатеет и тому подобное, часто интересное. Да, информация платная, такса незатейливая: один документ - один фунт. Сайт компании. Пресса. Само объявление, черт побери, тоже источник информации.

3.2. В человеке все должно быть прекрасно - и розовая кофточка, и сиськи, и микрофон.

3.3. Все мои интервью были с предполагаемым начальством, соответственно, не было никакого эйчарного фуфла в духе "Назовите свои главные слабости" или "Кем вы видите себя через пять лет". Но полистать книжки в местной библиотеке про "Ответы на 1001 вопрос на интервью" все равно полезно.

3.4. Интервью мои строились все по одному сценарию: интервьюер рассказывал о компании и должности, затем я рассказывала о себе по схеме "прошлое-настоящее-будущее", с упором на релевантные данной вакансии опыт и умения. Рассказ остервенело репетировался дома до полной непринужденности.

3.5. Благодарственное письмо! Вернувшись домой с интервью, желательно написать краткий изящный емейл со своим "спасибо" интервьюеру, надеждами на сотрудничество и чем-то важным, что было упущено на интервью (если вдруг). Это стреляет!

3.6. Если отказали после интервью - надо просить фидбек. Хуже уже не будет, а что-то информативное может обломиться.

4. Волонтерство.

В рекрутинговом агентстве мне заявили, что волонтерство в резюме - это удостоверение лузера, мол, "Если ты так хороша, что ж никто тебе не захотел платить?" Это теория. Теперь практика:

4.1. Отзывы работодателей поперли только с того момента, как в моем резюме появился хоть какой-то местный опыт. Волонтерский.

4.2. Коллеги по волонтерской организации пропихнули меня на две работы - на другую волонтерскую и на одну платную.

А из того агентства так никто и не позвонил.

No comments: