Thursday 14 October 2010

Севильский цирюльник

А вот в местную пивную сходили оперу послушать. Да, в ту же самую пивную.

Компания OperaUpClose затеяла ставить оперы на микроплощадках, продвигая оперу в тот сегмент рынка развлечений, где билеты на большие постановки не по карману - далеко не всякий может позволить себе регулярно выкладывать по 60 фунтов с носа за поход в Роял Опера Хаус, и далеко не всякий любит оперу настолько, чтобы покупать дешевые билеты на стоячие места с частичным обзором. Это с одной стороны.

С другой стороны, довольно дофига народа умеет сносно петь - не на уровне Мет или там Гранд Опера, но достаточно хорошо, чтобы публика не жалела о заплаченных 10-15 фунтах. Оно и понятно - оперных компаний мало, наверное, даже меньше, чем в начале 19-го века, когда музыкальный театр заменял и кино, и телевизор, и магнитофон. Оперных компаний мало, населения намного больше, доступ к музыкальному образованию имеется.

С третьей стороны, просвещенный спрос тоже имеется. В России система музыкального образования заточена на нахождение талантов и подготовку исполнителей (каковое исполнительство по нынешним временам становится чем-то навроде цирка - у человека должно быть изрядно устремленности, чтобы пытаться играть вещи, которые инструмент сам сыграет без тебя намного лучше). Все. Композиция начинается, как я понимаю, на уровне даже не среднего, а вовсе и высшего музыкального образования. Слушать музыку учат в общеобразовательных школах, но я не помню, чтобы кого-то научили. Здесь композиция начинается в обыкновенной школе. В прошлом году ребенок писал блюзы, в этом году они пишут музыку для кинофильма. Выдали им сценарии фильмов на выбор, и вот они пишут. Церковные хоры, домашнее и уличное музицирование тоже добавляют в копилку средней по больнице музыкальной грамотности. Чего там далеко ходить - у нас в квартире по вторникам собирается любительский хор под руководством нанятого этими любителями аргентинского хоровика Розеншуллера. В нашей маленькой, сравнительно бедной и изрядно ниже среднего по академическим показателям школе имеется рок-бэнд с инструментами за счет школы. Собственно, ребенок там и играет, рокир, блин. Из таких школьных рок-бэндов и вырастают всяческие битлзы, радиохеды и прочие ху.

В целом, получется, так вот они условия, так вот она, среда, непонятно, почему раньше такие оперы не ставили, и отчего Таймс пишет о "художественной революции".

Так о чем я. Севильский цирюльник, Россини, новая постановка, перевод с нуля на современный английский, действие перенесено в Солсбери во времена Гордости и Предубеждения или, как заявляет сама переводчица, в телеверсию тех времен. Всего осталось шесть персонажей: Альмавива - маркиз Бата (Солсбери - в некотором смысле Саратов, Бат - место намного более светское), Фигаро, доктор Бартлби, Розина, Базил и служанка Берта. Больше всего мне любопытно было, как они обойдутся с оркестром, потому что ни финансовый масштаб проекта, ни размер помещения не позволяли даже и думать ни о каком оркестре. Мои предположения вились в районе Нуендо и Кьюбейса,



но постановщики не стали зарываться в гичество, а выкатили на сцену обыкновенное одинокое фортепиано, которое заодно послужило и декорацией, и реквизитом.

Спели хорошо. Для паба-то, осспди. У Рован Хеллиер - Розины, даром что меццо-сопрано, слегка не хватило низов в Уна воче поко фа, но колоратуры были вполне бодры и веселы. И за Базилом обыкновенное одинокое фортепиано в Ла калунье не угналось - бас был сам по себе слабенький, и когда он находился в противоположном от фортепиано конце сцены, спрятанная за инструментом аккомпаниаторша, по всей видимости, попросту его не услышала.

Незвездный уровень пения отбалансировали актерской игрой. Вот тут все на ура было, никакого "концерта в костюмах". Я не знаю, каково было Джону Савурнину (Бартлби) петь, когда зал давится хрюканьем, но не ржать глядя на слушающую его лекции Розину было решительно невозможно. Сам персонаж Бартлби был подан как пародия на Колина Ферта в роли мистера Дарси. Не простофиля, он недаром доктор зоркий, но настолько затянут в корсет приличий и достоинства, что даже сравнительно молодым и симпатичным человеком он Розине и даром не надь. Альмавива начался записным клоуном, затем выровнялся в Главные Положительные Герои, но до Обличителя ему дорасти не дали - финальную его арию, Чессу, выкинули, как это делают в Цирюльнике, когда ставят его исключительно для бугогашечки. К слову, при таком походе даже не обязательно заваливаться в фарс, пережимать и переигрывать: терцет "Тихо на землю с балкона мы по лестнице сойдем" достаточно просто спеть, просто вот, без наворотов, с ясными лицами, чтобы положить зал в лежку. Ну и к тому же бойцы заявили, что представление и задумывалось укороченным по сравнению с "большими" постановками, за что бы им и благодарны, поскольку нам еще и поужинать с толком времени хватило.

Вооот, а еще товарищи в зале с чувством рекомендовали посмотреть "Богему", первую постановку этой компании.



Непременно пойдем. Как минимум, узнать, от чего может трагически умирать хипстер в квартире с икеевской мебелью.

2 comments:

Yuriy said...

http://twitter.com/#!/AdamBienkov/status/27155153176
http://twitter.com/#!/AdamBienkov/status/27157116757

janez said...

Ни новые бедные, ни новые богатые не могут по театрам ходить в силу религиозных запретов на развлечения и гедонизьм. Так что БиБиСи обращается к единственно своей аудитории. :)