Saturday, 25 September 2010

Выход через сувенирную лавку, тетрис, шмотье

Посмотрела бэнксевский фильм "Выход через сувенирную лавку". Ничего, что кино вышло весной - 2010 же года, в конце концов.

"В советской России кино смотрит тебя". Начинается оно как слегка нудноватая любительская документалка. В ней имеется ведущий, или, скорее, главгерой, через личную историю которого подается сам предмет, стрит-арт. Незамысловато, но, что же, потерпим. Тем более, что о предмете действительно рассказывается - Терри, "ведущий", слегка помешанный на любительской съемке владелец магазина винтажной одежды, встречается с известными уличными художниками, лазает с ними по крышам, помогает уродовать улицы нести в мир прекрасное. До БиБиСишных документалок, конечно, как до луны, но все же. Все идет по плану примерно до середины фильма, Терри знакомится с Бэнкси, наносит визит к нему в мастерскую, беседует с работниками... Сюжет слетает с рельсов (м-м, Бэнкси довольно трудно обвинить в шаблонности) с момента, когда Терри отсылает отснятый материал Бэнкси. Объект и субъект меняются местами: Терри берется за пульверизатор, а Бэнкси - за съемки фильма о Терри.

Восхитительная история. В норме художники ломятся к человеку, к публике, и нате вам - человек пришел к художникам. Они играют со штампами (в разных смыслах), и пожалуйте сдачу - банку красной краски "Кемпбелл". Стрит-арт доступен и демократичен? Вот вам демос в гости. Король голый? Значит, всякий голый может быть королем.

Помимо вывихнутого сюжета с очень английским финалом ("С тех пор Бэнкси никому не помогает снимать документалки", мы добрых полчаса после фильма хихикали), в фильме много интересностей по части стрит-артовского закулисья. У пчелок, оказывается, все то же самое, что и у мэйнстримных художников - своя табель о рангах, свои мастерские, работники, связи с прессой и тому подобное. У мейнстримных я с Системой столкнулась нос к носу, когда захотела сама принять участие в одной выставке на галерейной улице Корк стрит. Тема выставки зажигательная, идеи были, средства прикинули - тоже да. Угу. Все сдулось после того, как прочитала требования к представлению работ: вместе с работой надо присылать стейтмент и резюме. А какое у меня резюме? Хвост да усы мое резюме.

Еще один любопытный момент в фильме связан с определением произведения. Спрашивается, на кой чорт платить на аукционе многия тысячи за произведения, которые можно скачать с сайта художника и распечатать или просто сфотографировать телефоном за углом и наслаждаться? Ан нет. Смотрите, снимайте, копируйте, а вот как авторское произведение с потенциалом роста в стоимости через года можно продать только то, к чему приложил руку автор, как бы анекдотично это ни звучало в отношении стенсилов и принтов. Этим и объясняется сцена в фильме, где прямо накануне открытия выставки художника, несчастливо сломавшего ногу в совершенно неподходящий момент, везут в инвалидном кресле мимо разложенных на полу бесконечных принтов, чтобы он кистью с капающей краской осеменил деньгами работу безымянных латиносов из его мастерской. В принципе, как Рубенс, ничего нового.

----------------

Все больше увлекают любители в искусстве. Это здесь что-то в воде, наверное. Раньше я недоумевала, откуда берутся ценители детского рисунка и медведей, дерущий щепу на пне, а теперь вот сама подобным прониклась. Вот, скажем, два видео с Тетрисом, Темой А.

Профессионал:



И ребенок:



От ребенка просто тащусь. Надо будет штаны как у него купить, видео старое, они как раз должны из моды выйти. Есть такой специальный магазин на Кемденском рынке, снабжает японских уличных модников готикой и рори. Цены в три раза выше, чем в других магазинчиках, и японская попса все время играет - продавец знает свою целевую аудиторию.

No comments: