Посмотрели в Английской Национальной Опере "Осуждение Фауста" в постановке Терри Гиллиама. Один любитель МАСШТАБИЩА, Берлиоз, встречает другого, Гиллиама на материале третьего, Гете. УОООАРРХ!
"Осуждение" было написано и поначалу ставилось как концерт - вокальные номера, симфонические, балетные, связанные лишь общим сюжетом, а не перетеканием сцен одна в другую. Поэтому заполнять объемные "проигрыши" постановщик был волен чем угодно, и в них с комфортом уместилась история Германии за 100 лет - от романтизма до нацизма. Сцу кипятком, потому дико устала от референсов на Третий Рейх как на абсолютное зло, импортированное в невинную Европу единолично Гитлером и не иначе как с Марса.
История Фауста (поиск счастья и гордыня приводят интеллектуала в ад) не висит как сколь угодно точная метафора над историческим фоном, а прямо так и разворачивается в соответствуюших периодах: Фауст обретает надежду не просто на Пасху, а через работу врачом на фронте в Первую мировую; под "Песню Крысы" расстреливают большевиков; мефистофелевская "Песня Блохи" представляет трактирной публике нового врага, евреев; Маргарита погибает не потому что внебрачный секс - это преступление, а как еврейка в нацистской Германии (ее песня про короля Туле играет довольно зловещими красками).
Ессно, видео, ессно, Рифеншталь. Но под Берлиоза оно говорит не только о предвоенном накоплении сил, но и о послевоенной надежде. Много проекций на сетчатый занавес (витрувианский человек; цифры, как в Матрице, только выписанные мелом, как у Фауста на доске; тени деревьев в сцене полета) - я такие проекции наивно люблю, и радуюсь тому, что по нынешней моде они везде - в Роял Опера Хаусе, в Садлер Уэллсе, в ENO. Вообще сценография чумовая. Под Венгерский марш разворачивалась Первая мировая, и я потеряла чувство пространства - там были и видео, и проекции на сетку, и тени, и странные какие-то световые лужи на стенах про отравляющие газы, и коробка комнаты Фауста с ложной перспективой. Агнешка про оформление сцены проворчала, что, мол, как-то все подозрительно чисто для Гиллиама, где срач? где мусор? - так и оказалось, он в дизайн вообще не вмешивался.
[Впрочем, может, я в ENO не часто хожу, поэтому и фшоки, так они любят на сцене города городить. В "Собачьем сердце" вон кровища потоками по сцене хлестала, Лукрецию Боржиа, слыхала, едва не пополам с видео ставили.]
Во-от, и под весом всей этой махины несколько просела музыкальная составляющая "драматической легенды". То есть, сыграли отлично, спели тоже хорошо, особенно Кристин Райс (Маргарита, дивная! дивная!), но, честно, если бы и схалтурили, не сильно бы на шоу в целом повлияло, потому что это был реванш театральной стороны над концертной.
No comments:
Post a Comment