Sunday 21 November 2010

Чайка в Театре Блумсбери

Посмотрела "Чайку" в студенческом театре Лондонского Университета. Враз зауважала Сургутский Драматический.

И в том, и в другом играют студенты (как я помню сургутских), однако сургутские приглашают каких-никаких, но режиссеров, а ЮСиЭлевцы сами с усами. В результате у ЮСиЭлевцев актеры двигаются только тогда, когда говорят, а когда не говорят - стоят столбами (во втором акте Нина так и проторчала как часовой точнехонько в середине сцены весь монолог Тригорина), на сцене не находится и не происходит абсолютно ничего, чего бы не было в чеховских ремарках, а про глупости типа трактовки и поминать нечего.

Оставленная один на один со зрителем, безо всякой помощи труппы, пьеса зажила самостоятельной жизнью. Сначала она прошлась по отсутствию самостоятельности и фантазии в постановке текстом Треплева про "новые формы" в театре. Потом она детально потопталась по самому студенчеству: отучившиеся бесплатно бэби-бумеры, шестидесятники, сейчас задирают цену на высшее образование в ЮК до какого-то немыслимого в Европе уровня. Тут Аркадина с невыносимыми ее телегами про "Надо работать!" за целое поколение лицемеров говорит (а поколение двадцатилетних лопухов радостно эти телеги проглатывает, поет бэби-бумерские гимны типа Желтой Подводной Лодки, сучит ножонками - "Достигать! Добиваться!" и ставит спектакли "как написано"). В четвертом же акте пьеса смилостивилась и поиграла сама - позади меня зрители ахали по мере того, как разворачивалась история. Естественно, не от актерской игры, а от текста как он есть.

С другой стороны, может, оно и к лучшему, что бойцы не сделали ни шага вправо, ни шага влево. Недавно смотрели в Роял Опера Хаусе "Зимние сны", балет Кеннета Макмиллана по "Трем сестрам", так там было все. Самовар, балалайки, господа офицеры, водка, снег, рояль, Чайковский. Медведей только не приключилось, верно, от зеленых интриг. А ЮСиЭлеские студенты намекнули, на что они способны по части развестистой клюквы, поставив "Очи черные" на место вальса, наигрываемого Треплевым.

No comments: