Sunday 27 June 2010

Женщина в чёрном

Ходила смотреть "Женщину в черном". Навизжалась всласть.

21-летний спектакль рекламируется как самое страшное шоу на Вест-Энде, то есть, заранее объявляется, что целевая аудитория - от 7 до 12 лет, младший отряд в пионерлагере. Ну кого еще заинтересует история о привидениях? О, да. Ребенок, кажется, был самым младшим в зале.

Викторианская Англия. Юный помощник нотариуса Артур Киппс, самодовольный выползень из лондонского Сити, послан в крохотный городок с дивным названием Крысин Гиффорд на похороны клиентки - проводить в последний путь и разобрать бумаги. Уже по дороге местные нервно реагируют на имя покойной, шарахаются от доброжелательного, позитивного и успешного менеджера, истерят на ровном месте, вобщем, ведут себя как и полагается дикому и далекому от (тут влажное придыхание) Столицы неадеквату.

После похорон, на которых Киппс впервые видит странную черную фигуру, молодой человек отправляется в дом клиентки, классический привиденческий дом, на отшибе, за болотами, с прилегающим семейным кладбищем, пустой, но сравнительно чистый. Работы оказывается на удивление много - покойная, похоже, не выбрасывала ни одной бумажки за последние полвека, и Киппс решает вернуться на следующий день с ночевкой. Отношение местных к затее очевидно, помощников, ни добровольных, ни за плату, найти не удается, и только сердобольный сельский джентельмен выделяет Киппсу собаку в компаньоны.

Из чтения писем покойной проступает стандартная вводная викторианской драмы, растущая из зловещей комбинации трех обстоятельств: а) отсутствия контрацептивов б) запрета на внебрачный секс для женщин в) невозможность работы по найму для них же ж. Наступает ночь и начинается чукалово.

Спектакль официально входит в школьный курс Драмы и Театра, насколько тут вообще можно говорить об официальных курсах, и значится там совершенно не зря. Как по учебнику он демонстрирует чудное единство формы и содержания - викторианская история о наказуемой заносчивости человеческого разума (тут вообще высокомерие едва не самый страшный грех, второй по силе после "Это несправедливо!" аргумент в парламентских дебатах) отражается в механике спектакля, который весь как викторианская же паровая машина шестеренками наружу, все прозрачно, вся машинерия на виду, все предсказуемо, ожидаемо, но при этом чудо как захватывает. Как? Почему? Я же знаю, что если герой ложится спать в доме с привидениями и "спит" уже целую минуту реального времени, ОНО ЖЕ СЕЙЧАС КАК ВЫПРЫГНЕТ! Я же слово умное знаю, саспенс, нагнетание напряжения. Почему у меня волосы дыбом по всему телу так резко подрываются, что меня в кресле подбрасывают?

На уровне выразительных средств Женщина в черном - едва не энциклопедия театрального ремесла. Рамочная история, куда без нее в истории с привидениями да и любой оккультщине, Лавкрафт первым номером, это не я сама видела, а в предыдущую смену девочка в этой палате была, так это с ее одноклассницей случилось, так вот, рамочная история разворачивается в театре. Постаревший Киппс, не в силах больше нести в одиночку чудовищную тайну из молодости, приносит театральному режиссеру кирпич рукописи - помочь с выразительным чтением, чтобы открыться семье и друзьям.

Чтение по ролям держит ритм сцен, один день репетиций соответствует одному дню реальной истории. Молодой режиссер играет молодого Киппса, старый Киппс берет на себя все остальные роли. Преображение всегда увлекательно, яркий ударный прием, но чаще всего используется в молодежных комедиях при превращении замухрышки в красавицу, или панка в офисный планктон и обратно. Тут преображение случилось с издерганым тощим лысеющим невротиком лет под пятьдесят - ну, экстерьер астронома из Карнавальной ночи памятен - который на глазах, только взяв в руку трубку и надев очки, выпал в совершенно другого человека, бывшего своего начальника, хищного ситиевского акулу. Тонкая и изящная деталь (их которых спектакль просто и составлен, за 21 год-то отшлифовали) - медлительность и неловкость Киппса в неуютной, новой для него театральной обстановке одной непрерывной линией оборачиваются медлительностью старческой. Просто ах. Тут я почти завизжала в первый раз. Дальше старый Киппс погнал без остановок: официант, сельский джентельмен, агент нотариуса, кучер с минимальной переменой костюма прямо на сцене.

То же самое было с реквизитом, звуком, светом, пластикой, внесценическими персонажами, воображаемыми персонажами, предысториями персонажей, вводом нарратива и тыпы - все шестеренки наружу. Исследуйте. Радуйтесь.

Ребенок после спекакля от комментариев отказался, но поведал о том, как они в "Юном Нефтянике" вызывали Пиковую Даму. Почти вызвали, только кто-то один испугался и слажал требовательный, как оказалось, ритуал. А у-утром они нашли-и под кроватью игральную ка-арту, пи-иковую да-аму. Вот что меня озадачивает в этой стране - как, как при наличии тьмы школ-интернатов они напрочь лишены детского фольклора. Загадка почище особняков с привидениями.

No comments: